Главная » Блог » Волшебное слово «МОГУ»

Волшебное слово «МОГУ»

 

 
 
Бодрость — реакция организма на отмену необходимости что-то делать.

Из Бестолкового словаря Лентяя. В. Леви 

 

Многим известна модель Э. Берна, согласно которой внутри каждого из нас живут и уживаются «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».

 

 

Эту модель можно рассмотреть следующим образом:

  • Родитель (Р) всегда все знает, что и как надо делать, как правильно или неправильно. Родитель рассуждает штампами, у него на все есть стандартные ответы, ему не нужно думать. Кроме того, Родитель несет минимальную ответственность, поскольку все штампы, знание, что надо и не надо, привнесены реальными родителями человека и требованиями социума.
  • Ребенку (Ре) тоже не нужно думать: он пользуется указаниями Родителя, кроме того, он вообще не несет никакой ответственности, всю ответственность Ребёнок переносит на Родителя.
  • Взрослый (В) — единственный в этой троице, кто думает и принимает на себя ответственность.

 

Родитель

Любой из нас прекрасно помнит «родительские заветы» о том, что:

 

родитель   
  • Ты должен хорошо учиться.
  • Надо стараться.
  • Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы (Н. Островский).

 

Этот список каждый может продолжить сам. Ключевыми здесь являются слова «Должен», «Надо» и т.п.

 

От таких фраз, как правило, появляется ощущение безысходности. Ощущение, что нет выбора. Я должен идти только этим путем. Появляется апатия, портится настроение. Пропадает желание вообще что-то делать. У этого состояния есть название — «Лень». Подобная «Лень» может перерасти в депрессию, вызвать стресс. Хотя, по сути, это всего лишь защитная реакция организма. Сознание требует: «Надо», а подсознание отвечает: «Не хочу».

 

Кстати, подобная ситуация — прекрасное поле для взращивания самых распространенных и устойчивых страхов (социально-оценочных).

 

Ребенок

Эта часть человека всегда чего-то хочет:

 

ребенок  
  • Хочу мороженое.
  • Хочу красиво одеваться.
  • Хочу хорошую машину.
  • Хочу отдельную квартиру.

 

Этот список бесконечен.

  

Ключевое слово — «Хочу».

 

Если фраза строится иначе, например: «Мне нужна отдельная квартира», — это все-таки голос внутреннего Родителя.

 

Отличительная особенность внутреннего Ребенка — способность мечтать. И если человек утратил способность мечтать, то он отдал власть внутреннему Родителю.

 

Любите, хольте и лелейте своего внутреннего Ребенка, чаще прислушивайтесь к нему.

 

Не секрет, что дети часто мудрее взрослых, и, если к детям внимательно присматриваться и прислушиваться, у них многому можно научиться. Тем не менее, существует ловушка. Если внутренний Ребенок очень много хочет, но его желания не удовлетворяются, и этому нет никакого объяснения, — это путь к неврозу. Избежать попадания в эту ловушку позволяет внутренний Взрослый.

 

Взрослый

Взрослый — думающая часть человека. Эта часть умеет сопоставлять и взвешивать, оценивать ресурсы и отвечать на вопросы: «Могу я это сделать или не могу?», «Достаточно ли у меня ресурсов?», «Как я могу это сделать, каким образом и когда?»

Взрослый — извечный посредник между Родителем и Ребенком. Эта часть снимает внутренние напряжения, которые возникают от избыточных (порой, неисполнимых) «Надо» и «Хочу» от Родителя и Ребенка; позволяет перевести внутреннее напряжение в действие.

 

Н-р: Терпеть не могу убирать в квартире. Если сказать себе: «Надо убрать в квартире!» — возникает ощущение, что нет выбора и что ты в каком-то тупике. Появляется состояние апатии, мышечный тонус снижается, портится настроение.

Если сказать себе: «Хочу убрать в квартире!» — внутренний голос шепчет: «Ну что ты врешь, кого ты обмануть хочешь?» Если сказать: «Хочу получить хорошее настроение и внутреннее удовлетворение, когда в квартире будет чисто и уютно», — это снижает внутренний психологический барьер, но не до такой степени, чтобы начать действовать.

взрослый 

 

А вот если сказать себе: «Я могу убрать в квартире!» Вы знаете, появляется ощущение, что есть выбор: «Я могу убрать в квартире сейчас, могу не убирать сейчас, могу убрать в другое время, могу вообще не убирать». После таких фраз настроение улучшается, появляется заряд бодрости. И что самое удивительное, появляется желание действовать! Для увеличения эффекта можно включить ритмичную музыку и убирать в квартире.

 

Таким образом, действует формула (стратегия 1):

 

Избыточный потенциал Родителя и Ребенка от слов «Надо» или «Хочу» переводится Родителем через слово «Могу» в действие.

Эта формула работает только тогда, когда включается Взрослый.

 

А бывает так, что избыточный потенциал блокируется и не находит выхода (стратегия 2):

 стратегия 2

 

Реализация избыточного потенциала, который возникает на уровне личностного своеобразия (Родитель, Ребенок) и переход на более низкий логический уровень действий блокируются ограничивающими убеждениями тех же Родителя и Ребенка.

Внутренний Взрослый использует поддерживающие убеждения («Я это точно могу») и способности («Могу»), поэтому и становится возможным переход на логический уровень действий.

 

Каждый из нас в жизни использует и стратегию 1, и стратегию 2. Это нормально: все мы люди. Важно другое — как часто мы используем ту или иную стратегию. Если преобладает стратегия 2, человек часто ходит «по замкнутому кругу» и мало достигает в жизни. Как правило, наиболее успешными становятся те, кто чаще использует стратегию 1, — те, кто больше действует.

 

Более подробную информацию о самых распространенных, интересных и действенных стратегиях нашего организма вы можете узнать на наших тренингах!

 



Опубликовано: 26 октября, 2015 г.


Теги: Про тренинги



Комментарии (0)


    Заказать тренинг